Причины головной боли у детей
В физиологическом смысле головная боль — это рефлекторный механизм, выполняющий защитную, охранительную функцию, состоящий из системы периферических рецепторов, воспринимающих болевые раздражители, и структур головного мозга, анализирующих эти раздражения в зависимости от месторасположения (локализации) их источника.
В полости черепа болевые рецепторы расположены в оболочках головного мозга и в стенках кровеносных сосудов. Их раздражение в конечном итоге и дает ощущение головной боли, появление которой в любом случае может расцениваться как сигнал тревоги, указывающий на изменения условий нормальной работы нервной системы вообще и головного мозга в частности. В одних случаях эти изменения обратимы, и болезненные ощущения носят преходящий характер, в других — стойкие, когда боли становятся постоянными и сочетаются с другими симптомами поражения нервной системы.
Преходящие головные боли отражают в какой-то мере усталость или повышенную утомляемость нервной системы и они проходят самостоятельно после некоторого периода отдыха. Повторяющиеся или постоянные указывают на наличие конкретных причин, поддерживающих их.
Головные боли у детей по сравнению со взрослыми появляются все-таки реже. С одной стороны, это отражает некоторую незрелость нервной системы, а с другой — указывает на высокую пластичность ее компенсаторных механизмов. И если у ребенка появляется головная боль, то это в первую очередь характеризует недостаток или срыв защитных механизмов компенсации.
Появление головных болей у детей (в отличие от взрослых) прежде всего связано с изменением внутричерепного давления, которое определяется количеством спинно-мозговой жидкости в свободных пространствах полости черепа и спинномозгового канала. Увеличение ее объема приводит к растяжению мозговых оболочек и раздражению болевых рецепторов, находящихся на их поверхности.
К появлению головной боли приводит также и колебание тонуса сосудистой стенки снабжающих головной мозг кровеносных сосудов. Изменение тонуса может протекать в виде сокращения, и это будет приводить к спазму сосудов или же расслаблению и потере упругости сосудистой стенки. Регуляция же сосудистого тонуса определяется активностью вегетативного отдела нервной системы. Иногда трудно выделить какую-либо причину более конкретно, и тогда в появлении болезненных ощущений у ребенка имеют значение оба этих механизма.