Невнимательность у школьника: найти причину и помочь. Гид для родителей
Почему ребёнок не может сосредоточиться? Причинами невнимательности могут быть режим дня, психологическая обстановка и здоровье. Рассказываем, как выявить источник проблемы и что делать, в том числе — когда может помочь остеопатическое лечение.
Как устроено внимание
Прежде чем искать причины невнимательности, разберёмся с понятием «внимание». Представьте, что это луч фонарика.
-
сам луч — это и есть наше внимание;
-
то, что он освещает — задача, на которой мы сосредоточены.
Луч полезен, если обладает несколькими важными свойствами. Именно с ними у детей часто возникают трудности. Поняв их, можно точнее определить, в чём именно сложность у вашего малыша.
-
Концентрация: Насколько луч яркий и чёткий?
Это способность глубоко погрузиться в задачу, вникнуть в детали. Если концентрация слабая, луч фонарика рассеянный и тусклый. Школьник вроде бы смотрит в учебник, но смысл не улавливается.
Как проявляется проблема: Ребёнок допускает глупые ошибки в простых заданиях, не замечает условий задачи, «смотрит, но не видит».
-
Устойчивость: Как долго луч может светить в одну точку?
Это умение удерживать фокус на чём-то одном продолжительное время, не отвлекаясь. Если устойчивость низкая, луч фонарика постоянно «прыгает».
Как проявляется проблема: Школьник не может долго сидеть над уроками, постоянно отвлекается от учебы на посторонние звуки, мысли, телефон. Начал решать примеры, через две минуты уже рисует на полях.
-
Переключаемость: Как быстро луч может перейти с одного объекта на другой?
Это способность быстро и грамотно менять цель концентрации. Например, закончить решать пример по математике и сразу переключиться на чтение параграфа по истории.
Как проявляется проблема: После перемены ребёнок долго «входит» в урок, не может сосредоточиться на учебе. При переходе от одного домашнего задания к другому теряет много времени.
-
Объём: Сколько объектов может осветить луч одновременно?
Это количество информации, которую ребёнок может удерживать в голове «здесь и сейчас». Например, успеть записать за учителем предложение, одновременно понимая его смысл.
Как проявляется проблема: Школьнику сложно делать два дела сразу (слушать и конспектировать), он теряет суть при длинных устных инструкциях («возьми красный карандаш, обведи кружок и подпиши внизу»).

Теперь, когда мы понимаем, из чего состоит механизм внимания, перейдем к вопросу: «Что мешает ему работать?».
Основные причины невнимательности: от образа жизни до здоровья
Их можно условно разделить на три большие группы. Они часто переплетаются, но для ясности разберем их отдельно.
Образ жизни и среда
Эти причины невнимательности лежат на поверхности, и именно с их проверки стоит начинать.
-
Переутомление и высокие нагрузки. Современный школьник загружен не меньше взрослого: учеба, кружки, репетиторы, проекты. Нервная система не успевает восстанавливаться. Постоянный режим аврала истощает ресурсы мозга, необходимые для концентрации.
Сигналы: Жалобы на усталость, подросток становится вялым или, наоборот, раздражительным, с трудом засыпает.
-
Хронический недосып. Сон для мозга — не отдых, а работа по перезагрузке и усвоению информации. Постоянный недостаток сна (менее 8-9 часов для школьника) напрямую бьёт по способности концентрироваться и учиться.
Сигналы: Ребёнок с трудом просыпается, «спит на ходу» днём, не может сосредоточиться на учебе во второй половине дня.
-
Несбалансированное питание и недостаток воды. Организму для работы нужна энергия и специфические «стройматериалы» (витамины группы B, омега-3, железо). Если завтрак — это сладкая булочка, а обед — фастфуд, ждать ясности ума не приходится. Обезвоживание также резко снижает когнитивные функции.
-
Отвлекающая обстановка. Может ли ребёнок сосредоточиться на учебе, если в комнате работает телевизор, на столе лежит смартфон с уведомлениями? Среда влияет на концентрацию.
Психологические и эмоциональные причины
Если с режимом и средой всё в порядке, стоит заглянуть глубже — в эмоциональное состояние.
-
Отсутствие мотивации и интереса. Скука — главный враг внимания. Если предмет кажется неинтересным, бесполезным или слишком сложным, мозг будет саботировать концентрацию, ища более стимулирующие занятия (мечты, игры, разговоры с соседом).
Сигналы: Невнимательность избирательна: по любимому предмету всё хорошо, по нелюбимому — полный провал. Частые фразы «мне скучно», «зачем это учить?».
-
Стресс и тревожность. Проблемы с друзьями, конфликты с учителем, страх перед контрольными, непонимание материала — всё это вызывает хронический стресс. В такой период не до концентрации на учёбе.
Сигналы: Повышенная нервозность, плохое настроение, частые болезни, нежелание идти в школу.
-
Неблагоприятная атмосфера в семье. Ссоры между родителями, гиперопека, завышенные требования или, наоборот, полное отсутствие контроля — всё это создаёт фоновую тревогу, которая не даёт ребёнку расслабиться и сосредоточиться на уроках.
Особенности развития и здоровья (Когда может потребоваться помощь специалистов)
Это причины невнимательности, которые часто не решаются простой сменой режима, и здесь важно не упустить момент для обращения к врачу.
1. Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Это неврологическая особенность, при которой страдают функции управления мозгом. СДВГ — это медицинский диагноз, который ставит только врач (невролог или психиатр) на основе длительного наблюдения.
Уже после постановки диагноза назначается лечение. Среди методов — остеопатия.
Сигналы (которые должны насторожить): Невнимательность проявляется постоянно и во всех сферах жизни (не только в школе). Добавляется импульсивность («вскакивает с места», выкрикивает ответы) и иногда гиперактивность («как будто внутри моторчик»). Ребёнку действительно сложно себя контролировать, а не просто не хочется.
2. Последствия перенесённых заболеваний, родовых травм, нарушений. Если причина в физическом состоянии тела, которое влияет на работу нервной системы и кровоснабжение мозга, поможет остеопат.
— Почему перенесенные заболевания так влияют?
Последствия даже незначительных на первый взгляд родовых травм (например, из-за стремительных или затяжных родов), сотрясений, падений, частых отитов могут создавать микронапряжения в костях черепа, шейного отдела, нарушая оптимальное питание мозга.
— Как это связано?
Легче объяснить на примере сравнения компьютера с мозгом: если у него проблемы с электропитанием (кровоснабжением) или плохо работают кабели связи (нервные импульсы), он будет «глючить».
При проблемах со здоровьем обращайтесь за консультацией к специалистам: неврологу, психологу или остеопату для комплексной диагностики.
План действий для родителей: с чего начать?
Не стоит пытаться решить всё и сразу. Начните с первого шага.
Шаг 1: Наблюдаем и анализируем
Прежде чем что-то менять, соберите информацию. В течение недели постарайтесь быть не строгим контролёром, а внимательным наблюдателем. Зафиксируйте:
-
Режим сна: Во сколько ребёнок ложится и встаёт? Высыпается ли он (8-9 часов для школьника)? Какого качества его сон (спокойный, беспокойный)?
-
Нагрузки: Сколько времени уходит на школу, дорогу, кружки, домашние задания? Есть ли в расписании хотя бы 1-1,5 часа чистого, ничем не занятого отдыха в день?
-
Питание: Что школьник ест на завтрак, обед, ужин? Пьёт ли достаточно воды? Не чувствует ли он упадка сил после еды?
-
Рабочее место: Где и как подросток делает уроки? Тихо ли вокруг? Убраны ли со стола гаджеты и другие отвлекающие факторы?
-
Эмоциональный фон: С каким настроением ребёнок идёт в школу и возвращается из неё? Что рассказывает об уроках, учителях, одноклассниках? Не стало ли больше тревожности или апатии?
Цель: Выявить очевидные «пробелы» в образе жизни, которые можно исправить.
Шаг 2: Устраняем очевидные помехи (Создаём фундамент)
На основе наблюдений внесите конкретные и реалистичные изменения. Если проблема:
-
со сном: Установите чёткое время отбоя и подъема (даже на выходных). За час до сна исключите гаджеты, заменив их на спокойное чтение или разговоры;
-
с нагрузками: Пересмотрите расписание. Возможно, стоит отказаться от одного кружка, чтобы появилось время на свободную игру и прогулки. Для усвоения информации нужен отдых;
-
с питанием: Введите обязательный полезный завтрак (каша, омлет). Добавьте в рацион орехи, рыбу, фрукты. Следите за питьевым режимом;
-
с обстановкой: Организуйте рабочее место: уберите лишнее со стола, поставьте его так, чтобы в поле зрения не было телевизора или окна с играющими детьми. Договоритесь о «тихом часе» на время выполнения уроков.
Шаг 3: Тренируем внимание в игре (Превращаем слабость в навык)
Внимание — это мышца, которую можно накачать. Делайте это ненавязчиво, в формате игры по 10-15 минут в день.
-
Игра «Детектив на прогулке»: Договоритесь заметить по дороге домой 5 синих автомобилей, 3 собаки или найти самую смешную вывеску. Это тренирует объём и переключаемость внимания.
-
Игра «Найди отличия» (устно): Попросите ребёнка закрыть глаза и описать вашу одежду в деталях. Потом поменяйтесь ролями. Это развивает концентрацию и наблюдательность.
-
Игра «Снежный ком»: Отлично тренирует устойчивость слухового внимания. Начните с коротких цепочек слов: «Яблоко» -> «Яблоко, стол» -> «Яблоко, стол, кошка» и т.д.
Разбейте выполнение домашнего задания на короткие промежутки. 25-30 минут работы — 5 минут перерыва (попрыгать, попить воды). Это помогает удерживать устойчивость внимания.
Шаг 4: Когда стоит обратиться к специалистам?
Если вы последовательно прошли шаги 1-3 в течение 3-4 недель, но улучшений не произошло, — это знак, что проблема невнимательности может иметь другие корни.
-
Если подозреваете СДВГ: Запишитесь на консультацию к детскому неврологу. Только врач может провести квалифицированную диагностику.
-
Если причина в стрессе, конфликтах, отсутствии мотивации: Поможет детский психолог.
-
Если в анамнезе есть травмы (родовые, падения): Обратитесь к остеопату.
Как лечит остеопат
Остеопат подходит к проблеме с точки зрения физиологии. Главное, что он устраняет перповпричину невнимательности.
— Как происходит процесс лечения на приемах у остеопата?
-
Проводит тщательную диагностику: с помощью ручных техник оценивает подвижность костей черепа, состояние шейного отдела позвоночника, мышечные зажимы. Ищет те самые «механические» помехи, которые могли возникнуть из-за травм.
-
Восстанавливает баланс: очень мягкими, безболезненными техниками остеопат снимает напряжения, улучшает кровообращение и отток ликвора (спинномозговой жидкости), что напрямую влияет на функцию нервной системы.
-
Запускает процесс саморегуляции: устранив физический «блок», остеопат помогает организму ребёнка начать работать корректно. Он создает основу, чтобы упражнения на внимание стали эффективными.
Остеопатическое лечение не исключает работу с психологом или выполнение рекомендаций невролога. Эти подходы могут и должны дополнять друг друга для достижения наилучшего результата.
Невнимательность — это симптом. Не стоит бороться с ней напрямую, ругая ребёнка за ошибки. Эффективная стратегия — найти и устранить коренную причину, будь то переутомление, скука, стресс или последствия физиологических нарушений.
Начните с малого — с создания благоприятной и предсказуемой среды дома, налаживания режима и ненавязчивых игровых тренировок. Эти простые действия часто творят чудеса.




