Задержка речевого развития у детей
Родители волнуются, когда их малыш начинает говорить позже сверстников. В статье разберем признаки, причины и современные методы лечения задержки речевого развития. Расскажем, как вместе с остеопатом помочь ребенку заговорить.
Тревожные сигналы: когда молчание — не золото
Первые слова и фразы ребенка — долгожданное событие. Но если их нет, многие надеются, что ситуация разрешится сама собой. Это рискованно: время, оптимальное для запуска речи, может быть упущено.
Задержка речевого развития (ЗРР) — это нарушение формирования речевой функции, которое может быть связано с особенностями работы головного мозга, центральной нервной системы или социальными условиями.
Основные признаки задержки речевого развития в раннем возрасте:
В 1–1,5 года:
-
не отзывается на собственное имя;
-
не произносит базовые слова: «мама», «папа», «дай»;
-
не использует указательный жест;
-
не следит за направлением взгляда взрослого.
К 2 годам:
-
словарный запас менее 50 слов (менее 20 — критический признак);
-
не пытается строить простые фразы из 2–3 слов («хочу пить», «мама, иди»);
-
не использует глаголы;
-
не задает простые вопросы («что это?»).
В 3 года:
-
речь остается малопонятной для окружающих;
-
не формирует простые предложения;
-
не использует местоимения («я», «ты», «мне»);
-
не может рассказать о недавних простых событиях.
Тревожные сигналы в любом возрасте:
-
активное использование «своего» языка;
-
игнорирование обращенной речи;
-
отсутствие попыток повторять слова;
-
предпочтение жестов вместо слов.
Дополнительные настораживающие факторы:
-
звукопроизношение: постоянное искажение, замена или пропуск звуков;
-
коммуникация: ребенок общается в основном жестами и мимикой, избегает зрительного контакта при попытках разговора, проявляет раздражение или агрессию, когда его не понимают;
-
общее развитие: заметное отставание в моторном развитии (поздно сел, пошел), трудности с концентрацией внимания, неспособность выполнить простую инструкцию без подсказки жестами.
Если вы заметили у ребенка даже один из этих признаков — проконсультируйтесь со специалистом. Врачи медицинской клиники «Семья» считают, что ранняя диагностика — один из факторов успеха в преодолении задержки речевого развития.

Почему возникает задержка речи? Ищем корень проблемы
Когда ребенок молчит или говорит мало, родители часто винят себя. Однако причины обычно глубже. Понимание причины — первый шаг к эффективному лечению.
Основные группы факторов ЗРР:
1. Неврологические и органические причины:
Связаны с повреждениями или функциональными сбоями в работе головного мозга.
-
последствия сложностей перинатального периода: Гипоксия (кислородное голодание) во время беременности или родов, родовая травма, недоношенность;
-
органические поражения центральной нервной системы (ЦНС): Последствия перенесенных инфекций (например, менингита), черепно-мозговых травм, а также последствия тяжелых общих заболеваний, влияющих на нервную систему;
-
нарушение кровотока и ликвородинамики: Например, сдавливание сосудов, питающих речевые центры мозга,.
Результат: Страдают зоны головного мозга, отвечающие за понимание, планирование и воспроизведение речи, а также за артикуляцию.
2. Генетические и наследственные факторы:
-
полигенные нарушения: Комплексная предрасположенность, когда несколько генов одновременно влияют на задержку речевого развития;
-
наследственные заболевания и синдромы: Например, синдром Дауна (трисомия 21 хромосомы), синдром ломкой X-хромосомы;
-
врожденные метаболические дисфункции, влияющие на развитие нервной системы.
3. Социально-педагогические причины:
-
дефицит живого общения: С ребенком мало разговаривают, не читают, не комментируют действия, не стимулируют его к диалогу;
-
влияние гаджетов: Частый просмотр мультфильмов и игры в телефоне не стимулируют начать диалог;
-
двуязычие в семье: Ребенку приходится одновременно осваивать две языковые системы, что может привести к временной задержке;
-
педагогическая запущенность: Развитием речи специально не занимаются.
Обычно у ребенка встречается сочетание нескольких причин ЗРР, поэтому важна комплексная диагностика.
От лепета до фразы: этапы речевого развития ребенка
Сверьтесь с возрастными нормами, чтобы отличить индивидуальные особенности от проблем.
Подготовительный этап (0–1 год):
-
0–6 месяцев: Младенец реагирует на интонацию, издает первые звуки («агу», гуление), поворачивает голову на источник звука;
-
6–12 месяцев: Появляется лепет (повторение слогов «ба-ба-ба», «ма-ма-ма»), ребенок начинает понимать часто произносимые фразы («где мама?»). К году в речи появляются первые осмысленные слова (1–10 слов).
Преддошкольный этап (1–3 года) – период речевого взрыва:
-
1–2 года: Активно растет словарный запас (к 2 годам — около 50–300 слов). Ребенок начинает соединять слова в простые фразы («мама, дай», «папа, иди»);
-
2–3 года: Формируется фразовая речь. Малыш строит простые предложения, осваивает падежи, числа, начинает использовать местоимения. К 3 годам его речь в основном понимают не только родные.
Дошкольный этап (3–7 лет) – становление связной речи:
-
3–4 года: Активно развивается грамматика. Ребенок задает много вопросов, может пересказать короткую сказку, рассказывает о произошедших событиях. Исчезает большинство физиологических искажений звуков;
-
4–7 лет: Речь становится инструментом общения и мышления. В ней есть сложные предложения, логичные и последовательные высказывания. К 5–6 годам полностью формируется правильное звукопроизношение.
Помните: все дети развиваются в своем темпе. Но если отставание составляет 6 месяцев и более — обратитесь к педиатру, логопеду или неврологу.
Диагностика и традиционные методы лечения ЗРР: с чего начать
При подозрении на ЗРР действуйте системно. Комплексная диагностика выявляет точные причины.
Этапы обследования:
-
Консультация педиатра и детского невролога:
-
сбор подробного анамнеза (течение беременности, родов, особенности раннего развития);
-
оценка моторного развития и общего психологического состояния;
-
назначение инструментальных исследований при необходимости:
-
ЭЭГ (оценка электрической активности мозга)
-
УЗДГ сосудов головного мозга (анализ кровоснабжения)
-
МРТ (при подозрении на структурные изменения)
-
-
Обследование у логопеда-дефектолога:
-
диагностика состояния артикуляционного аппарата;
-
оценка пассивного и активного словарного запаса;
-
анализ уровня речевого развития и структуры дефекта;
-
проверка речевого дыхания и фонематического слуха.
-
Консультация отоларинголога (ЛОРа):
-
проверка остроты слуха;
-
оценка состояния ЛОР-органов;
-
исследование слуховой функции.
-
Диагностика у детского психолога:
-
оценка эмоционального развития;
-
тестирование когнитивных функций (внимание, память);
-
анализ волевых качеств и особенностей поведения.
Дополнительные методы обследования:
-
нейропсихологическое тестирование;
-
консультация детского психиатра (в сложных случаях);
-
генетическое обследование (при подозрении на наследственные синдромы).
Современные методы коррекции и лечения ЗРР:
На основе результатов диагностики составляется индивидуальный план коррекции. Он почти всегда включает несколько направлений:
-
логопедические занятия. Это основа лечения. Специалист использует артикуляционную гимнастику, дыхательные упражнения, логопедический массаж и специальные игры для запуска речи, расширения словарного запаса и постановки звуков;
-
медикаментозная терапия. Назначается только специалистом (обычно неврологом)! Могут применяться ноотропные препараты, улучшающие метаболизм головного мозга и нейронные связи;
-
аппаратные методики. Для стимуляции работы нервной системы используются такие методы, как транскраниальная микрополяризация (ТКМП), биоакустическая коррекция (БАК) и другие;
-
психолого-педагогическая поддержка. Направлена на развитие коммуникативных навыков, мышления и коррекцию поведения.
Когда причина — в последствиях родовой травмы или биомеханических нарушениях, традиционного лечения может быть недостаточно. Здесь при задержке речи поможет остеопат.
Остеопатия при задержке речевого развития: устранение причины
Остеопатия при задержке речи у детей дополняет традиционные методы, работая с физиологическими причинами дисфункций:
-
последствия родовой травмы: Смещения костей черепа и напряжение мембран мозга могут нарушать кровоснабжение речевых центров;
-
нарушение биомеханики: Блоки в шейном отделе позвоночника ухудшают кровоток по позвоночным артериям, питающим мозг;
-
дисфункция твердой мозговой оболочки: Напряжение этой структуры создает механическое напряжение во всей центральной нервной системе.
Как проходит лечение
Детский остеопат использует руки как точный диагностический инструмент. Врач находит области напряжения и ограничения подвижности, а затем с помощью мягких, безболезненных техник устраняет их:
-
нормализует положение костей черепа, восстанавливая оптимальный ритм циркуляции ликвора (спинномозговой жидкости);
-
снимает напряжение с мозговых оболочек, освобождая структуры головного мозга и создавая условия для восстановления нейронных связей;
-
восстанавливает подвижность шейного отдела, улучшая кровоснабжение мозга;
-
улучшает иннервацию артикуляционных мышц (языка, губ), влияющих на четкость звукопроизношения.
После сеансов дети часто начинают активнее говорить, у них улучшается поведение и концентрация внимания.
Возможные последствия без лечения
Без своевременной коррекции задержки речевого развития последствия затрагивают все сферы жизни.
Образовательные сложности:
-
трудности в обучении;
-
когнитивные дисфункции.
Социальные проблемы:
-
трудности в общении;
-
низкая самооценка;
-
психологические сложности.
Долгосрочные последствия:
-
профессиональные ограничения;
-
социальная дезадаптация.
Комплексная коррекция позволяет не только «разговорить» ребенка, но и предотвратить развитие осложнений.
Помогите ребенку заговорить
В медицинском центре «Семья» прием ведут опытные специалисты — детские остеопаты и неврологи.
Мы предлагаем:
-
консультацию с комплексной диагностикой;
-
индивидуальный план лечения;
-
безопасные и эффективные методы.
Не откладывайте помощь. В раннем возрасте мозг ребенка наиболее пластичен, и большинство проблем, связанных с задержкой речевого развития, успешно корректируется.
Запишитесь на консультацию в медицинскую клинику «Семья» уже сегодня по телефону +7 (812)346-37-56. Сделайте первый шаг к тому, чтобы ваш ребенок уверенно заговорил.
| Врачи | |
![]() |
Детский остеопат |
![]() |
Детский остеопат |
![]() |
Пересыпкина Наталья Михайловна Детский остеопат |
![]() |
Остеопат-невролог |



С 31 декабря по 4 января — выходные.
С 




