Центр остеопатии

Действительный член Единого Национального Регистра Дипломированных Остеопатов

Ждем вас по адресу:

ул. Л. Толстого д.7

Часы работы:

Пн-суб:10.00-20.00

С 31 декабря по 4 января — выходные. С 5 января 2026 г. работаем по обычному графику.

Задержка речевого развития у детей

Родители волнуются, когда их малыш начинает говорить позже сверстников. В статье разберем признаки, причины и современные методы лечения задержки речевого развития. Расскажем, как вместе с остеопатом помочь ребенку заговорить.

Тревожные сигналы: когда молчание — не золото

Первые слова и фразы ребенка — долгожданное событие. Но если их нет, многие надеются, что ситуация разрешится сама собой. Это рискованно: время, оптимальное для запуска речи, может быть упущено.

Задержка речевого развития (ЗРР) — это нарушение формирования речевой функции, которое может быть связано с особенностями работы головного мозга, центральной нервной системы или социальными условиями.

Основные признаки задержки речевого развития в раннем возрасте:

В 1–1,5 года:

  • не отзывается на собственное имя;

  • не произносит базовые слова: «мама», «папа», «дай»;

  • не использует указательный жест;

  • не следит за направлением взгляда взрослого.

К 2 годам:

  • словарный запас менее 50 слов (менее 20 — критический признак);

  • не пытается строить простые фразы из 2–3 слов («хочу пить», «мама, иди»);

  • не использует глаголы;

  • не задает простые вопросы («что это?»).

В 3 года:

  • речь остается малопонятной для окружающих;

  • не формирует простые предложения;

  • не использует местоимения («я», «ты», «мне»);

  • не может рассказать о недавних простых событиях.

Тревожные сигналы в любом возрасте:

  • активное использование «своего» языка;

  • игнорирование обращенной речи;

  • отсутствие попыток повторять слова;

  • предпочтение жестов вместо слов.

Дополнительные настораживающие факторы:

  • звукопроизношение: постоянное искажение, замена или пропуск звуков;

  • коммуникация: ребенок общается в основном жестами и мимикой, избегает зрительного контакта при попытках разговора, проявляет раздражение или агрессию, когда его не понимают;

  • общее развитие: заметное отставание в моторном развитии (поздно сел, пошел), трудности с концентрацией внимания, неспособность выполнить простую инструкцию без подсказки жестами.

enlightened Если вы заметили у ребенка даже один из этих признаков — проконсультируйтесь со специалистом. Врачи медицинской клиники «Семья» считают, что ранняя диагностика — один из факторов успеха в преодолении задержки речевого развития.

Почему возникает задержка речи? Ищем корень проблемы

Когда ребенок молчит или говорит мало, родители часто винят себя. Однако причины обычно глубже. Понимание причины — первый шаг к эффективному лечению.

Основные группы факторов ЗРР:

1. Неврологические и органические причины:

Связаны с повреждениями или функциональными сбоями в работе головного мозга.

  • последствия сложностей перинатального периода: Гипоксия (кислородное голодание) во время беременности или родов, родовая травма, недоношенность;

  • органические поражения центральной нервной системы (ЦНС): Последствия перенесенных инфекций (например, менингита), черепно-мозговых травм, а также последствия тяжелых общих заболеваний, влияющих на нервную систему;

  • нарушение кровотока и ликвородинамики: Например, сдавливание сосудов, питающих речевые центры мозга,.

Результат: Страдают зоны головного мозга, отвечающие за понимание, планирование и воспроизведение речи, а также за артикуляцию.

2. Генетические и наследственные факторы:

  • полигенные нарушения: Комплексная предрасположенность, когда несколько генов одновременно влияют на задержку речевого развития;

  • наследственные заболевания и синдромы: Например, синдром Дауна (трисомия 21 хромосомы), синдром ломкой X-хромосомы;

  • врожденные метаболические дисфункции, влияющие на развитие нервной системы.

3. Социально-педагогические причины:

  • дефицит живого общения: С ребенком мало разговаривают, не читают, не комментируют действия, не стимулируют его к диалогу;

  • влияние гаджетов: Частый просмотр мультфильмов и игры в телефоне не стимулируют начать диалог;

  • двуязычие в семье: Ребенку приходится одновременно осваивать две языковые системы, что может привести к временной задержке;

  • педагогическая запущенность: Развитием речи специально не занимаются.

Обычно у ребенка встречается сочетание нескольких причин ЗРР, поэтому важна комплексная диагностика.

От лепета до фразы: этапы речевого развития ребенка

Сверьтесь с возрастными нормами, чтобы отличить индивидуальные особенности от проблем.

Подготовительный этап (0–1 год):

  • 0–6 месяцев: Младенец реагирует на интонацию, издает первые звуки («агу», гуление), поворачивает голову на источник звука;

  • 6–12 месяцев: Появляется лепет (повторение слогов «ба-ба-ба», «ма-ма-ма»), ребенок начинает понимать часто произносимые фразы («где мама?»). К году в речи появляются первые осмысленные слова (1–10 слов).

Преддошкольный этап (1–3 года) – период речевого взрыва:

  • 1–2 года: Активно растет словарный запас (к 2 годам — около 50–300 слов). Ребенок начинает соединять слова в простые фразы («мама, дай», «папа, иди»);

  • 2–3 года: Формируется фразовая речь. Малыш строит простые предложения, осваивает падежи, числа, начинает использовать местоимения. К 3 годам его речь в основном понимают не только родные.

Дошкольный этап (3–7 лет) – становление связной речи:

  • 3–4 года: Активно развивается грамматика. Ребенок задает много вопросов, может пересказать короткую сказку, рассказывает о произошедших событиях. Исчезает большинство физиологических искажений звуков;

  • 4–7 лет: Речь становится инструментом общения и мышления. В ней есть сложные предложения, логичные и последовательные высказывания. К 5–6 годам полностью формируется правильное звукопроизношение.

enlightened Помните: все дети развиваются в своем темпе. Но если отставание составляет 6 месяцев и более — обратитесь к педиатру, логопеду или неврологу.

Диагностика и традиционные методы лечения ЗРР: с чего начать

При подозрении на ЗРР действуйте системно. Комплексная диагностика выявляет точные причины.

Этапы обследования:

  1. Консультация педиатра и детского невролога:

  • сбор подробного анамнеза (течение беременности, родов, особенности раннего развития);

  • оценка моторного развития и общего психологического состояния;

  • назначение инструментальных исследований при необходимости:

    • ЭЭГ (оценка электрической активности мозга)

    • УЗДГ сосудов головного мозга (анализ кровоснабжения)

    • МРТ (при подозрении на структурные изменения)

  1. Обследование у логопеда-дефектолога:

  • диагностика состояния артикуляционного аппарата;

  • оценка пассивного и активного словарного запаса;

  • анализ уровня речевого развития и структуры дефекта;

  • проверка речевого дыхания и фонематического слуха.

  1. Консультация отоларинголога (ЛОРа):

  • проверка остроты слуха;

  • оценка состояния ЛОР-органов;

  • исследование слуховой функции.

  1. Диагностика у детского психолога:

  • оценка эмоционального развития;

  • тестирование когнитивных функций (внимание, память);

  • анализ волевых качеств и особенностей поведения.

Дополнительные методы обследования:

  • нейропсихологическое тестирование;

  • консультация детского психиатра (в сложных случаях);

  • генетическое обследование (при подозрении на наследственные синдромы).

Современные методы коррекции и лечения ЗРР:

На основе результатов диагностики составляется индивидуальный план коррекции. Он почти всегда включает несколько направлений:

  • логопедические занятия. Это основа лечения. Специалист использует артикуляционную гимнастику, дыхательные упражнения, логопедический массаж и специальные игры для запуска речи, расширения словарного запаса и постановки звуков;

  • медикаментозная терапия. Назначается только специалистом (обычно неврологом)! Могут применяться ноотропные препараты, улучшающие метаболизм головного мозга и нейронные связи;

  • аппаратные методики. Для стимуляции работы нервной системы используются такие методы, как транскраниальная микрополяризация (ТКМП), биоакустическая коррекция (БАК) и другие;

  • психолого-педагогическая поддержка. Направлена на развитие коммуникативных навыков, мышления и коррекцию поведения.

enlightened Когда причина — в последствиях родовой травмы или биомеханических нарушениях, традиционного лечения может быть недостаточно. Здесь при задержке речи поможет остеопат.

Остеопатия при задержке речевого развития: устранение причины

Остеопатия при задержке речи у детей дополняет традиционные методы, работая с физиологическими причинами дисфункций:

  • последствия родовой травмы: Смещения костей черепа и напряжение мембран мозга могут нарушать кровоснабжение речевых центров;

  • нарушение биомеханики: Блоки в шейном отделе позвоночника ухудшают кровоток по позвоночным артериям, питающим мозг;

  • дисфункция твердой мозговой оболочки: Напряжение этой структуры создает механическое напряжение во всей центральной нервной системе.

Как проходит лечение

Детский остеопат использует руки как точный диагностический инструмент. Врач находит области напряжения и ограничения подвижности, а затем с помощью мягких, безболезненных техник устраняет их:

  • нормализует положение костей черепа, восстанавливая оптимальный ритм циркуляции ликвора (спинномозговой жидкости);

  • снимает напряжение с мозговых оболочек, освобождая структуры головного мозга и создавая условия для восстановления нейронных связей;

  • восстанавливает подвижность шейного отдела, улучшая кровоснабжение мозга;

  • улучшает иннервацию артикуляционных мышц (языка, губ), влияющих на четкость звукопроизношения.

После сеансов дети часто начинают активнее говорить, у них улучшается поведение и концентрация внимания.

Возможные последствия без лечения

Без своевременной коррекции задержки речевого развития последствия затрагивают все сферы жизни.

Образовательные сложности:

  • трудности в обучении;

  • когнитивные дисфункции.

Социальные проблемы:

  • трудности в общении;

  • низкая самооценка;

  • психологические сложности.

Долгосрочные последствия:

  • профессиональные ограничения;

  • социальная дезадаптация.

enlightened Комплексная коррекция позволяет не только «разговорить» ребенка, но и предотвратить развитие осложнений.

Помогите ребенку заговорить

В медицинском центре «Семья» прием ведут опытные специалисты — детские остеопаты и неврологи.

Мы предлагаем:

  • консультацию с комплексной диагностикой;

  • индивидуальный план лечения;

  • безопасные и эффективные методы.

Не откладывайте помощь. В раннем возрасте мозг ребенка наиболее пластичен, и большинство проблем, связанных с задержкой речевого развития, успешно корректируется.

Запишитесь на консультацию в медицинскую клинику «Семья» уже сегодня по телефону +7 (812)346-37-56. Сделайте первый шаг к тому, чтобы ваш ребенок уверенно заговорил.

Врачи

Авакова Людмила Анатольевна

Детский остеопат

Крившенко Антон Юрьевич

Детский остеопат

Пересыпкина Наталья Михайловна

Детский остеопат

Пономарев Юрий Андреевич

Остеопат-невролог

 

Санкт-Петербург © 2025 Центр «Семья»

Заказать обратный звонок

Записаться на прием

Нажимая на кнопку, я даю согласие на обработку персональных данных и соглашаюсь с политикой конфидициальности
Запишитесь на прием